что такое фронтон в избе

что такое фронтон в избе

Термины русской избы

Издревле на Руси дерево было основным материалом при возведении зданий и в строительстве из дерева были выработаны строительные приемы, отвечающие нашему климату и соответствующие специфическим свойствам основного строительного материала — дерева. В срубе бревна сплачивались в стены, в нижней части бревен делались продольные пазы, чтобы вода не попадала в паз, что предохраняло сруб от загнивания.

Внешняя сторона бревен оставалась круглой, а внутренняя обтесывалась. Бревна в углах соединяли различными врубками, и получался прямоугольный сруб или клеть. Строительство срубов производилось, в основном, из сосны и ели, лиственница применялась только в нижних венцах срубов. Нижние венцы (оклад) обычно рубился «в охряпку» (концы бревен — болваны, стесывались с обеих сторон, вырубался прямоугольный паз и верхнее бревно входило в нижнее), далее сруб рубили или «в обло» («в чашу») или «в лапу» («в зуб», «в шап»).

При рубке «в обло» соединению во вырубке придаётся округлая форма, концы бревен выпускаются из сруба.

При рубке «в лапу» на концах бревен вырубаются трапециевидные шипы, сцепляющие бревна во врубке между собой (лапами), концы бревен не выпускаются из сруба.

Сруб часто ставили прямо на землю, иногда под углы подкладывали валуны или ставили стулья из лиственницы.

После окончательной подгонки бревен срубы собирались на мох.

Полы набирались из плах с притеской в четверть.

Чердачное перекрытие в домах засыпалось землей или песком для утепления.

Крыши домов обычно делали прямыми двускатными. Для устройства крыши торцевым стенам сруба в верхней части придавали треугольную форму (щипец). На бревна щипца (самцы) продольно укладывали слеги, которые имели большой выпуск над торцевыми фасадами дома. Это надежно предохраняло торцевые стены сруба от осадков. На образованный слегами скат кровли укладывались тонкие еловые стволы (курицы, кокоры), на комле которых вырубались крюки для установки желоба (потоки) из бревен. Кровли крыли тесом в два слоя. Сверху теснины прикрывал охлупень.

Некоторые термины используемые в русском деревянного зодчестве:

• Быки — наклонные массивные бревна — стропильные ноги в деревянной конструкции двускатной кровли.

• Бочка — разновидность кровли старинных деревянных зданий с закруглёнными скатами, сходящимися вверху под острым углом (килевидным верхом).

• Вальмовая крыша — четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым фасадам.

• Венец — бревна, уложенные по периметру, образующие один го¬ризонтальный ряд сруба и связанные в углах врубками с разницей по высоте в полдерева, венцы образуют сруб.

• Волоковое окно — небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски.
В курной избе через волоковые окна выводился дым.

• Восьмерик — часть здания восьмигранной формы, восьмигранный сруб.

• Врубка — соединение в углах и в местах пересечения бревен в срубе.

• Выпусты, выпуски (помочи) — концы бревен, выступающие из сруба, чтобы поддерживать свесы кровли — опасанья, которым придавали форму кронштейнов.

• Дымница (Дымарь) — отверстие для дыма в курной избе.

• Ендова (разжелобок) — входящий угол между двумя скатами кровли.

• Зауголок — короткая часть бревна, выступающая от замка за наружный край стены, как правило, с уличной части стены сруба.

• Заклинки — Длинный клин.

• Игла (рубка в иглу — способ рубки углов бревенчатых строений, при котором один конец бревна соединяется «в простую чашу», а другой — затесывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна.

• Клеть — крытый прямоугольный четырехстенный деревянный сруб.

• Кокора — Нижняя часть хвойного дерева, выкопанная из земли вместе с крупным корнем, перпендикулярным к стволу.

• Конопатка — окончательное уплотнение между венцами (заполненых паклей или мхом при сборке дома), а также угловых соединений «чесаной» паклей.

• Коневая слега — слега, завершающая самцовую крышу, лежащая под коньком (см. Слега, самцовая крыша, конёк.)

• Конёк (князёк) — верхнее горизонтальное реб¬ро крыши, образуемое пересечением ее двух скатов.

• Консоль (кронштейн) — горизонтальный выступ в стене, конструктивный элемент, служащий для опоры, подвешивания какой-либо детали (поддерживает балкон, карниз) или для установки на нём украшения.

• Косоур — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Костёр — пирамидальный сруб, сделанный «в режь».

• Курицы — в традиционной русской деревянной архитектуре элементы безгвоздевой конструкции кровли, врубаемые в слеги и поддерживающие поток (водотечник).

• Курная изба (Рудная изба; Черная изба) — изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле.

• Лапа (рубка в лапу, в зуб, в шпат) — классический русский стиль рубки, наиболее экономный с точки зрения расхода древесины, но отсутствие остатка делает угол более теплопроводным и в большей степени подверженным атмосферному увлажнению.

• Лас (тёсаные «в лас», стены «в лас») — стеска до плоскости круглой части бревна на внутренних стенах сруба.

• Ласточкин хвост — способ рубки без выпусков бревна и без потайного зуба. Потайная врубка применяется в узлах опирания деревянных балок перекрытий на наружные и внутренние несущие стены сруба. Сквозную врубку применяют в случаях, когда предусмотрена обшивка сруба.

• Лобовая доска — в деревянном зодчестве — украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

• Матица — несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных домах, дополнительная опора лаг перекрытий, увеличивает жёсткость перекрытия.

• Мост — пол рубленого деревянного строения.

• Нагель — цилиндрический или прямоугольный шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Обло (рубка в обло) — распространенная в деревянном зодчестве рубка бревен по углам с остатком, то есть с выпуском концов бревен снаружи дома.

• Остаток — рубка «с остатком».

• Остатки — наружные концы бревен на углах сруба, при рубке в чашу.

• Охлупень (шелом) — выдолбленное бревно, прикрывающее конёк кровли; конец охлупня на фасаде избы украшался в старину конской головой.

• Переруб — способ врубки дополнительной стены, когда перерубаются наружные стены насквозь (может быть выполнено в ласточкин хвост или в чашу).

• Пластина — тоже, что и плаха.

• Плаха — половина расколотого или распиленного вдоль бревна для настила пола.

• Повал — постепенно расширяющаяся верхняя часть сруба, заменяющая карниз, служащее основанием шатровых или скатных крыш и защи¬щающее стены от дождя.

• Потайной зуб — прямоугольный выступ в верхнем бревне, входящий в соответствующий паз нижнего бревна венца сруба.

• Поток — брус или лоток самцовой крыши, в который упираются нижние концы тёса, поддер¬живающий тесовую кровлю и отводя¬щий воду за пределы сруба.

• Потолок — настилка или подшивка досок под крышей, под стропилами, по матицам, переводным балкам, лежащим на стенах строения.

• Прируб — более низкая составная часть здания.

• Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.

• Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.

• Рубец — Когда ствол березы дает длинную продольную трещину (обычно в результате морозобоя), то при последующем ее зарастании образуется нечто вроде складки на стволе, называемой «рубец». Ее края состоят из очень твердой и частослойной древесины, из которой и изготавливали топорища.

• Ряж — опора под сооружение в виде клети.

• Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.

• Самцовая крыша — безгвоздевая кровля. В этой крыше тес кладется не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна — слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или, иначе, самцы. Чтобы теснины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно — «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

• Сволок — главная балка, поддерживающая потолок, часто украшенная резьбой или росписью.

• Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, — такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.

• Сорока — шпонка-стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.

• Столп — центральная и самая высокая часть здания.

• Стопа — полностью собранный сруб.

• Тетива — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.

• Ус — рубка «в ус», соединение под углом.

• Филенка — вставка в паз рамки любой рамочной двери.

• Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке стены дома.

• Фронтон — верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная по бокам кровельными скатами.

• Фронтончики — остроугольные кровельки по периметру восьмерика, защищающие его от осадков.

• Четверик — четырехгранный сруб.

• Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, создает плотное, теплое и надежное соединение углов.

• Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Щипец — тоже, что самец, верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная двумя скатами кровли, фронтон.

Причелина, узнайте что это такое. Фото элементов древнерусской избы

Оглавление:

Современное строительство часто возвращается к древнему зодчеству. Если детально изучить старинную архитектуру, особенно деревянные избы, можно увидеть огромное количество резных узоров, которые обрамляют буквально все элементы здания. Любопытно, но это не просто декоративные украшения, а вполне функциональные детали, предназначенные для решения конкретных задач.

Кроме этого, каждой части здания и даже резьбе, наши предки придавали определённое значение, и даже мистический смысл. Одним из обязательных элементов зодчества является причелина, которую мы рассмотрим более детально.

Что это такое?

Давайте определимся с терминами и предназначением. Если разобраться в смысле слова причелина, здесь явно прослеживается слово «чело», что на древнеславянском языке обозначает лицо/лоб. Это определяет и назначение элемента. По сути, причелину можно считать кровельным молдингом, который защищает торцевые части брёвен от влаги, и других природных явлений.

Итак, причелина – это доска, расположенная на фасаде дома, закрывающая торцы сруба либо крыши. Такие элементы обычно украшались различным орнаментом.

Из чего изготавливают современные причелины?

Здесь многое зависит от общей архитектуры здания и использованных строительных материалов. В частности, можно встретить такие варианты:

Древесина. Такие элементы дают практически безграничную свободу творчества – материал удобен в обработке. Чтобы причелина прослужила долгие годы, можно использовать дуб или бук. Эти сорта обладают высоким запасом прочности, но сложнее поддаются обработке. Липа, клён или ольха более податливые породы древесины, но через несколько лет доску придётся менять.

Металл. Обычно используется листовое железо, которому придают нужную форму и окрашивают. Сразу уточним, что для деревянных зданий такой вариант не подойдёт, поэтому применяется для строений обшитых сайдингом.

Плита МДФ. Причелины из этого материала встречаются редко, но привлекают внимание строителей демократичной ценой и простотой обработки. Однако волокнистая плита неспособна сопротивляться влаге, поэтому прослужит недолго.

Пластик. Практически вечный материал, устойчивый к любым воздействиям окружающей среды. Однако пластиковые элементы очень хрупкие, поэтому даже небольшая динамическая нагрузка может привести к образованию сколов и трещин.

Отметим, что даже кирпичные строения имеют причелины. Это рельефное обрамление фронтальной части кровли, которое заходит под скат. Такие элементы обычно выполняют из гипса или цементно-известковых смесей.

Резная причелина на русской избе

Учитывая, что доска использовалась не только для защиты брёвен, но и украшения фасада, причелины покрывали богатой резьбой. Обычно наносили такие символы:

В зависимости от региона страны, знаки должны были защищать хозяев от дурного глаза, нести в дом счастье и благополучие. Разумеется, современные строители не задумываются о тонких материях, поэтому наносят любой орнамент по желанию заказчика.

Сакральное значение причелины

Начнём с того, что деревянные избы строились на века, причём в буквальном значении этого слова. При соблюдении всех правил, строение могло простоять не менее 100 лет.

Разумеется, на обширных просторах страны не могло быть единой архитектуры, но обязательные элементы прослеживаются во всех регионах. Например, строения всегда имели три яруса:

Подпол. На сакральном уровне, это подземный мир, где покоятся души предков.

Сруб. Это жилые помещения, символизирующие человеческий мир.

Фронтон, крыша. Небесный свод, откуда наблюдают боги.

Учитывая, что причелина относится к верхнему уровню избы, её часто именовали хлябями небесными. Наши предки считали, что над земной твердью есть небесная, где находятся Солнце и Луна, которые соответственно являлись божествами дня и ночи. Выше небесной тверди располагались небесные хляби, где хранились запасы воды. Когда хляби разверзались (раскрывались) потоки устремлялись на землю.

Любопытно, но именно защита от влаги и является основной функцией причелины.

Если проанализировать другие элементы декора древних зодчих, можно обратить внимание на конёк. Название появилось не на пустом месте. В старину, центральное бревно крыши украшала резная голова коня.

Согласно легендам, это изображение Солнца, летящего на небесной колеснице. Здесь скаты крыши олицетворяют крылья удивительного коня. Поэтому причелина – это не просто декоративный элемент, а часть общей композиции, имеющий определённый смысл.

Выше упоминалось о вариантах резьбы, здесь волнообразные линии подчёркивали глубину хлябей, а круглые элементы олицетворяли капли воды, готовые пролиться на земную твердь.

Другие элементы древнеславянского зодчества

Если провести опрос людей на улице на тему названий элементов деревянного дома, ответы будут стандартными. Большинство респондентов отметят крышу, сруб и крыльцо, некоторые вспомнят о подполе, наиболее продвинутые упомянут про веранды и балконы.

Если детально разбираться в славянском зодчестве, можно с удивлением отметить, что наследие предков стремительно теряется. Наши пращуры применяли для обозначений элементов избы порядка 20 различных наименований, придавая каждой части дома особенный смысл.

Рассмотрим основные термины, которыми славяне обозначали различные части дома. Оговоримся, что названия не будут привязаны к определённой территории или эпохе. Выглядит это так:

Это фасадная часть строения, охватывающая полностью лицевую часть.

Верхняя часть избы, обычно имеющая треугольную форму. Второе название элемента – начельник. Для обозначения могут использоваться термины фронтон и щипц. В первом случае, между треугольником и основной частью дома находится карниз, во втором – нет.

Это основной декоративный элемент избы, часто задающий тон всей композиции. По определению, подзорами называются широкие карнизы, создающие визуальное разграничение между основной частью и чердаком. В некоторых случаях, такую часть называют фризом.

Это нижняя часть кровли, предназначенная для отведения выпадающих осадков. Элемент обычно делается узким, смотрится как логическое завершение крыши.

Так называется декоративное обрамление оконных и дверных проёмов.

Земляная насыпь, закрывающая нижнюю часть избы по всему периметру. Отсюда пошло второе название – приизба. Функциональное предназначение завалинки: защита строения от промерзания (теплоизоляция). Летом завалинку убирали, чтобы проветривался подпол.

Короткая доска, украшенная резьбой, закрывающая место стыка причелин. Украшался элемент обычно солнечными символами. Обычно на лицевой части дома располагались три полотенца: центр и края причелин. Это символизировало движение солнца по небосводу – восход, зенит, закат.

Это второе название очелья: треугольная часть, венчающая лицевую часть избы. Фронтоны набирались из укорачивающихся кверху брёвен, замыкались с торцов скатами крыши.

Читайте подробнее про фронтон.

Центральное бревно, завершающее безгвоздевую крышу. Другие названия – шелом, охлоп.

Небольшое помещение, расположенное за фронтоном избы. Комната обычно не отапливалась, поэтому в летнее время использовалась для размещения гостей, в зимнее – в качестве склада не нужных вещей.

Основа избы, выполненная из рядами уложенных брёвен.

Нижняя часть строения, обычно не отапливаемая. Подклет предотвращал проникновение холодного воздуха внутрь жилых помещений. Учитывая практицизм наших предков, в подклетах хранили различную домашнюю утварь, могли держать мелкий скот или птицу.

Декоративное ограждение крыльца или лестницы.

Филенчатые ставни

Затворные элементы окон, украшенные глубокой резьбой.

Способ украшения деревянных конструкций. Обычно применялись два вида резьбы: глухая и пропильная. В первом случае, узор наносился поверхностно, сохраняя целостность конструкции, во втором – пропиливались сквозные отверстия.

Часть безгвоздевой кровли, в которую упирался уложенный тёс. Потоки предназначались для отведения дождевых вод.

Искривлённые еловые стволы, поддерживающие потоки.

Это далеко не полный перечень терминов, которыми пользовались наши предки при строительстве. Однако здесь перечислены основные элементы любой деревянной избы.

Изба-богатырица, кокошник вырезной

Строительство дома всегда считалось одним из самых важных творений в жизни каждого человека, в которое он вкладывал Душу. Одухотворяя — оживлял. Осмысление дома как живого существа нашло отражение в наименовании различных его частей. Облик дома уподоблялся человеческому лицу. Окна называли глазами дома, а их обрамление — наличниками. Фронтон — челом, а соединение сруба с фронтоном — лобной доской.

«Не добро дом без ушей, а храм без очей», — утверждает древнеруская пословица. В ней хоромы приравниваются к храму. Ведь храм — это тоже дом, только Дом Божий. А изба — тот же храм, со своим этикетом.

Постройки в приведенной пословице предстают как живые существа. У них есть глаза и уши. Они все видят, все слышат. Не случайно в облике традиционного крестьянского жилища и храма столь явственно зримы человеческие черты. Для выражения идеи их одухотворенности в традиции накоплено немало средств, словесных и пластических.
Среди археологических находок — схематические изображения треугольного фронтона дома, увенчанного человеческой фигурой с поднятыми к небу руками. Подобные этому изображения, укрепленные на месте конька кровли, встречались на южно-руских избах еще в ХIХ веке. Антропоморфными (имеющими человеческий облик) образами, символизирующими всю постройку, пронизаны и её архитектурное убранство, и её духовная аура.

В числе образов-символов на руском Севере встречаются вертикальные деревянные скульптуры с круглым основанием и с подобием человеческого бюста в верхней части. В северно-руских деревнях они нередко устанавливались как конструктивные части конька-охлупня, скрепляющие его с коневым бревном. Схематичные человеческие фигуры узнаваемы в оформлении волютообразных (спиралевидных) наверший наличников домов Прионежья и Заонежья — имеются в виду установленные посередине навершия стамики, особенно выразительные на территории Вепсской волости.

Музыка архитектурного узора рефреном звучит в оформлении балясин на балконах, галереях, крыльцах северных изб. Ей созвучны очертания массивных столбов, которыми поддерживаются перила у основания бревенчатого пандуса — «взъезда», ведущего на поветь. «Оглавленные» грубовыполненной личиной, они в некоторых северно-руских деревнях называются «старики». Ритм резного узорочья деревенского дома, его «прибасенок» поддерживается выразительной пластикой воротных столбов.

Включаясь в общую канву декора, человеческие фигуры как бы вписываются в общий контекст мироздания. Причём в архитектурном убранстве жилища по-своему дублируются композиции, темы и образы традиционной славянской вышивки. Выполненная в дереве человеческая фигура сочетается с объёмными изображениями коней, птиц, деревьев, всевозможных «гибридных» существ, с различными космогоническими знаками-символами. Убранство хором и храмов, унаследованное позднейшей традицией из искусства Древней Руси, — те же вышивки, кружева, золотное шитьё и роспись. Только на этот раз они воплощены в деревянной или каменной резьбе, подчинены замыслу зодчего, следующего заветным принципам «меры и красоты».

Человеческие признаки традиционного жилища особенно отчетливо проявляются в названиях его конструктивных частей. Выясняется, что у деревенской избы есть «череп». Так называется в некоторых северно-руских говорах потолок или крыша. Отмечено у неё и «чело» (лоб). Это фронтон избы. Отсюда «причелины», т.е. резные доски, которые прикрывали торцы слег крыши и обрамляли чело. Вспомните выражение «лобовая сторона избы», т.е. фасад её. У деревянной рубленой избы есть и «лицо». Оно прикрыто «наличником», в соответствии с данными древне руского языка — маской, личиной.

Дом предстает как зрячее существо. Его глаза — «окна». Название происходит от праславянского «око». Стекла или пластины слюды в переплетах рам поблескивают словечком «околенки». Конструктивные выемки в стропилах — это «уши». Как это ни удивительно, у постройки могут быть и женские, и мужские черты. О её женской ипостаси напоминают кокошники — украшения на фасадах зданий в виде полукруглого щитка, похожего на старинный женский головной убор с тем же названием. Композиция храмового завершения в виде ярусов кокошников является характерной особенностью древнеруского зодчества.

Постройку-«женщину» украшают и «серёжки», которые спускаются от «очелья», прикрывая торцы брёвен верхних венцов сруба, или обрамляют резной «глядень», «крулевку» — так в различных местах Прионежья называют резной декоративный балкончик, прикрывающий слуховое оконце девичьей светлицы-мансарды. Эти вертикально опущенные, украшенные резьбой доски напоминали своим создателям и шитые полотенца из свадебных даров. Оттого, видно, их нередко и называют «полотенцами».

Именно красавицей крестьянкой видел золотую сосновую избу, весь деревенский дом певец и знаток руского Севера, поэт Николай Клюев:

Изба-богатырица,
Кокошник вырезной,
Оконце, как глазница,
Подведено сурьмой.

Привлекая более широкий — восточнославянский — материал, можно сказать, что дом-«мужчину» отличают прежде всего «усы» — затёсанные концы верхнего бревна сруба и, по всей вероятности, «чуб» — архаическая форма четырёхскатной крыши.

В очертаниях дома выделяются и «плечи». В северно-руских диалектах они именуются «крыльцами». Про крестьянского богатыря говорят: «Ваня Лобанов каков бывал? У него крыльца — вот, плечи — два метра!» Изба предстает как многорукое существо. Его «десничинами» (правыми руками от слова «десница») называются в народе половицы, символизирующие протяженность человеческой судьбы, жизни. О множестве ног свидетельствуют названия: «ступени» (лестницы), «стопа» (часть дверного или воротного полотна, укреплённая в виде шарнира в косяке входного проёма), «пята» (дверного или воротного полотна) или «пяты» — часть стропилин, которыми они опираются на концы «матиц» (балок, переводин).

В какой-то мере осмысление избы как сходного с людьми существа отражено в загадке: «Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт». Отгадка: косяки, притолоки, порог, полотно, ручка, пята.

В пропорциях дома как бы заложены пропорции человеческого тела. Ведь для определения его длины, ширины, высоты использовались своеобразные единицы измерения: маховая, плясовая, прочие сажени. Модулем их служили параметры человека в той или иной позе, а также пядь — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами руки.

Во внешнем облике жилища проявляется его характер. Это дом-оберег, дом-защитник. Словно старинным воинским головным убором увенчано жилище «шеломом» (охлупнем), то есть шлемом. На его лице-фасаде забрало «наличников», прикрывающих ставнями очи-окна. Он располагает «тетивами» и «струнами», напоминающими о луке и гуслях. В деревянном зодчестве слова эти обозначают наклонные брусы, держащие ступени лесничного марша, настил наклонного взъезда-пандуса.

И вот — перед нами вырисовывается цельный облик дома, своеобразное подобие человеческой фигуры, как бы вырастающей из древесной плоти.

Храм же — особенно деревянный — во многом подобен хоромам. Это сходство заметно в отношении домов, ещё и сегодня определяющих облик северного села. Но особенно близкими предстанут формы гражданского зодчества, если мы обратимся к архитектуре деревянных палат Древней Руси, с многообразием кровель (шатровых, кубоватых, бочечных и прочих), крылец, галерей, переходов, а также цветением изощренного декора.

Антропоморфные черты храма обнаруживаются в названиях отдельных его частей: «глава» (главка), «шея» (барабан), «плечи», «подошва». Над окнами-очами изгибаются «бровки». У храма, как у сказочного или былинного существа, может быть множество голов — «глав». Гонтовые зубчатые «воротники» напоминают воротники-фрезы заморских щёголей ХVII века, возможно, поразивших воображение простодушного плотника. «Воротники» охватывают «шейку» шатра в местах сопряжения её с главкой — луковичкой.

Другие антропоморфные признаки храма такие же, как у дома. Однако если в облике жилья в какой-то мере запечатлён человек, то в облике храма как бы материализовался снизошедший на земных людей Бог.

Дом северного крестьянина — средоточие жизненных интересов семьи. Он и сам воспринимается, как живое существо. Дом не живёт отдельно от «спорядовых соседей». И у него, как у людей: «Жить в соседях — быть в беседах». В старинном, сохранившем вековой уклад селении всякая изба статью своей, окнами-очами перекликается с другой. А уж храм, добрый хозяин округи, свяжет вместе и берег реки ли, озера, и каменную гряду-сельгу, и ниву за околицей. Соединит, между прочим, прошлое, настоящее и будущее, горе и радости. Сам по замыслу живой, объемлет и одухотворит саму жизнь.