Как сделать подшивку свесов крыши своими руками – варианты и способы обшивки карниза
После завершения укладки покрытия на крыше приступают к обшивке кровельного свеса. Делают это с целью защиты отделки стен и фасада, для придания строению законченного архитектурного облика и обеспечения вентилирования подкровельного пространства. Если выполняется подшивка свесов крыши своими руками, домашнему мастеру нужно уделить внимание некоторым важным моментам.
Выступ стропил за периметр стен строения называют карнизным свесом. Он бывает простым и с выносом. Различают два типа свеса, а именно – боковой и фронтальный.
Фронтальный свес
Функциональное назначение такого свеса – защита фасадной части строения. Он состоит из боковых краев кровельных скатов, расположенных под наклоном. Это означает, что у вальмовой крыши карниз фронтального типа отсутствует.
На двускатной кровле такой карниз обустраивают с помощью выпуска несущих элементов, которые закрепляют на стропилах. Также он может быть образован досками обрешетки, уложенными под кровельным материалом на слой пароизоляции. На деревянные элементы монтируют карнизную доску, затем ее обшивают, например, профнастилом или софитом.
Боковой карниз
Все наклонные кровли имеют боковой свес. Он формируется за счет стропил, вынесенных за пределы стен построек. Расстояние, на которое они выступают, зависит от высоты постройки и ширины отмостки, обычно оно равно от 50 до 70 сантиметров.
Не так часто, но можно встретить более узкие свесы, но тогда у наружной стены дома должна быть качественная ветрозащита, поскольку под косо падающим дождем она станет намокать и в дальнейшем отсыревать.
Есть еще один вариант, как сделать карниз дома нужного размера – это установить кобылки и таким способом нарастить длину стропил. Но поскольку данный процесс отличается трудоемкостью, то при выстроенной крыше мало кто решается на переделку кровельной конструкции. По этой причине необходимые параметры свеса следует предусмотреть на этапе планирования строительства.
Стропила по всей протяженности карниза соединяют досками, а в дальнейшем их закрывают облицовочными материалами.
Обустройство вентиляции кровли посредством карнизов
Главное назначение карниза двускатной крыши – защита от атмосферных нагрузок. При этом он не должен быть препятствием для естественного вентилирования пространства под кровлей, что важно как для мансард, так и для холодных чердаков.
Более теплые воздушные массы, идущие от земли, должны беспрепятственно проникать сквозь карниз и далее, проходя между пароизоляцией и кровельным материалом, выводиться через конек наружу.
Именно поэтому при обшивке кровли не разрешается использование герметиков и монтажной пены, иначе образования конденсата и намокания утеплителя кровли избежать не удастся.
Материалы для подшивки свесов крыши
Сегодня в продаже представлен большой выбор материалов, которые используют для кровельной подшивки карнизов. Они отличаются преимуществами и недостатками, но их монтаж защитит кровлю от влажности, обеспечит ее теплоизоляцию и вентилирование. При выборе материалов следует руководствоваться их внешним видом и эксплуатационными характеристиками.
Для подшивки свесов часто используют:
- профнастил;
- софиты;
- тонкую обшивочную или обрезную доску.
Профнастил
Его изготавливают из оцинкованной стали и покрывают цветным полимерным слоем. Он отличается устойчивостью к механическим повреждениям и температурным перепадам, имеет нужную степень жесткости и ему не опасны ветровые нагрузки.
Для обеспечения вентиляции между листами профнастила и стеной дома оставляют зазор, который равен высоте волны.
Часто кровельщики предпочитают выполнять обшивку карниза софитом, который является популярным материалом, предназначенным для отделки свесов. Он представляет собой пластиковые панели, внешне
Как сделать правильную подшивку карниза крыши своими руками и подшить софитами?
Подшитый аккуратный карниз
После того, как вы закончили строительство крыши, уложили и выбрали настил, приходит такой ответственный момент, как подшивка карниза кровли.
Она требует правильного выбора материала, потому что очень часто в конструкции коробки есть крепёж для водостока и прокладки системы вентиляции.
Подшивка карниза производится после установки стропил, однако до того, как сооружены обрешётки под покрытие кровли.
Сначала нужно отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая параллельна дому.
Если подшивка делается доской, то если между стеной дома и концами стропил будет разное расстояние, работа будет смотреться не эстетично.
После опиливания стропил начинают настилать первую доску либо другой материал подшивки.
Помните в том числе о таком важном элементе, как внутреннее утепление кровли. Утеплитель необходимо проложить до начала работы по подшивке кровли.
Какой материал лучше всего выбрать для подшивки?
Подбор подшивочного материала определяется запланированной суммой и задуманным обликом, который планируется придать зданию.
Плюс ко всему нужно брать во внимание ширину участка, который нужно подшить.
Для узкого карниза наилучшим вариантом является сайдинг, а для широкого – вагонка либо доска.
Сейчас очень востребованы такие материалы, как:
Деревянная вагонка. Этот материал необходимо выбирать особо тщательно, потому что он будет подвержен влиянию внешней среды и должен будет прослужить много лет. Ввиду этого необходимо выбирать достаточно толстую вагонку, с влажностью, которая приблизительно равна влажности окружающего воздуха.
Этот уровень влажности достигается с помощью хранения древесины на улице как минимум в течение 4-х недель. Плюс ко всему материал необходимо обработать антигрибковыми средствами и растворами, которые предотвращают гниение.
Важно: Через каждые 1,5 м нужно установить отверстия вентиляции, которые забраны специальными решётками, притом лучше решётки установить сразу, потому что потом будет трудно осуществить данную работу ввиду отсутствия леса.
Обрезная доска. Доску необходимо подбирать в полтора-два сантиметра толщиной. Это самая лучшая толщина для подшивки кровли.
При набивании доски стыки необходимо делать с зазором в один-полтора сантиметра, это даст возможность воздуху свободно циркулировать, предотвратит накапливание лишней влаги в коробке кровли и гарантирует отличное вентилирование.
Минус доски и вагонки в том, что данный материал подвергается влиянию окружающей среды и его нужно всё время обрабатывать специальными растворами и ухаживать за ним.
Чтобы придать необходимый оттенок, карниз нужно будет всё время красить, что влечёт за собой почти ежегодный материальные расходы.
Подшивка карниза кровли софитом является среди застройщиков очень распространённым методом.
Применяется по большей части софит 2-х типов: алюминиевый и виниловый. У этого материала есть очень много достоинств, на него наносится перфорация, что гарантирует отличное вентилирование, он не подвергается загниванию и не поражается грибками и плесенью, долговечный и прочный.
Широкая цветовая палитра даёт возможность выбрать материал, который идеально сочетается с общим оттенком крыши либо стен, ввиду этого подшивка карниза кровли не влечёт за собой в дальнейшем расходов и выгодна.
Подшивка карнизов сайдингом не очень популярная, потому что виниловый сайдинг не очень прочен, а металлический подвергается коррозии под влиянием осадков.
Подшивка карниза по шагам:
Схема, как нужно делать карниз
Для этого нужно знать устройство коробки кровли.
Каждый дом имеет индивидуальный проект, и во время осуществления работ по подшивке кровли необходимо брать во внимание определённые нюансы и особенности. Однако кое-какие моменты обязательные и общие для всех.
Подшивку карниза кровли самостоятельно можно сделать 2-мя главными методами:
- Прямо по стропилам. Притом угол наклона ската равняется углу подшивки. Этот вариант больше подходит для имеющих маленький наклон и плоских крыш. Нижнюю часть стропил стёсывают так, чтобы поверхность была ровной, потому что доска либо вагонка прибивается прямо к ним. Поверхность можно выровнять самим, для этого к стропилам прикрепляют куски досок шириной десять сантиметров и толщиной четыре сантиметра.
- Подшивка кровли предварительным изготовлением горизонтальной коробки либо каркаса. Данные метод актуален при вальмовой крыше, которая имеет очень большой угол наклона. Каркас делается из тонких досок и прикрепляется встык плашмя. Данный стык должен точно проходить между местом схождения скатов и стен. Эта конструкция не зависит от состояния крыши и стены и очень надёжная. Эта конструкция крепится с помощью шурупов, однако с применением металлических уголков она становится намного прочнее.
После изготовления каркаса начинают обшивать карниз кровли вагонкой либо другим материалом.
Обшивка кровли сайдингом, который профилирован по всей длине, лучше использовать для крыш, у которых нет зазоров вентиляции.
Софитные панели с виду красивые, легко поддаются обработке и резке, что даёт возможность отделывать сложные конфигурации свесов карнизов.
Софитные сплошные панели можно в том числе использовать для отделки фасада дома.
Виниловый софит мало весит, характеризуется стойкостью к коррозии, простотой установки, долговечностью и низкой ценой.
Алюминиевый софит делается из цельного листа и покрыт защитным декоративным слоем.
Его достоинство на фоне винилового софита состоит в стойкости к изменениям температуры, широкой цветовой палитре, долговечности, устойчивости к солнечному свету.
Делаем коробку под свесы кровли
Для обработки сайдинговой кровли устраивают коробку. Каркас делается из алюминиевых профилей либо деревянных брусков.
Если вы собираетесь прошивать карниз кровли вагонкой, то, естественно, каркас делается из дерева, которое предварительно необходимо обработать антисептирующими средствами.
Для крыш с небольшим уклоном можно выполнять подшивку прямо по стропилам.
Для этого с нижней стороны стропил набиваются выравнивающие бруски размером сечения десять на четыре сантиметра, чтобы в будущем получилась горизонтальная плоскость. До этого натягивают шнур между крайними брусками, по которому и набивают все остальные бруски.
Для скатов крыши с большим уклоном делают короб из 2-х досок, одну из них прибивают снизу на стропила. 2-ю доску прикрепляют на стену здания, там, где стропила выходят за рамки стены.
Нижняя поверхность досок должна располагаться на одном горизонтальном уровне.
Потом на данные доски набивают поперечные бруски, к которым в дальнейшем будет выполняться подшивка кровли вагонкой.
Как подшить карниз крыши
После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:
- она придаст дому законченный вид;
- обеспечит вентиляцию крыши;
- защитит фасад.
Как подшить карниз крыши
Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.
Содержание пошаговой инструкции:
Разновидности свесов
Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:
Рассмотрим каждый из них.
Фронтальный свес
Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.
Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).
Боковой свес
Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.
Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:
- надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
- установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).
Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .
По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.
Как сделать вентиляцию крыши через подшивку
Как сделать вентиляцию крыши через подшивку
Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.
Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.
Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.
О выборе материалов для свеса
Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.
Подшивка из профнастила
Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.
Подшивка из профнастила
Подшивка из софитов
Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.
Подшивка из софитов
Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.
- Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.
Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельность
Софит металлический представляет собой листы качественной оцинкованной стали с нанесенным полимерным покрытием
Подшивка из вагонки
Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.
Подшивка из вагонки
Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».
Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.
Способы подшивки карниза
Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:
- по стропилам;
- по коробу из дерева.
Способы подшивки карниза
Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .
Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.
С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.
Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.
Технология подшивки софитами
Технология подшивки софитами
Процедура установки состоит из следующих этапов.
Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.
Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.
Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.
Что нужно знать при установке софитов
- Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
- Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
- Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
- Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
- Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
- Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
- Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.
Технология подшивки профнастилом
Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.
Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.
Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.
Собственно, установка профнастила завершена.
Технология подшивки вагонкой
Схема подшивки свеса вагонкой
Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.
Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.
Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.
Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.
Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.
Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.
Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.
Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».
Карнизные свесы, выполненные из вагонки
Заключение
В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.